1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ РЕДАКЦИИ 2.0 КОНФИГУРАЦИИ "БУХГАЛТЕРИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ"
НАЗНАЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Ведение учета казенных, бюджетных и автономных учреждений
Конфигурация "Бухгалтерия государственного учреждения", редакция 2.0 предусматривает ведение учета всеми типами государственных (муниципальных) учреждений – казенными, бюджетными, автономными – для обеспечения сопоставимости данных при переходе учреждения из одного типа в другой.
"Бухгалтерия государственного учреждения", редакция 2.0 может также использоваться распорядителями, главными распорядителями средств бюджета, органами государственной власти, органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, финансовыми органами, органами казначейства, государственными академиями наук в части исполнения сметы на свое содержание.
Централизованный учет. Ведение учета деятельности группы учреждений в единой информационной базе
"Бухгалтерия государственного учреждения", редакция 2.0 предоставляет возможность ведения бухгалтерского учета как одного учреждения, так и группы учреждений (структурных подразделений учреждения) в одной информационной базе.
Данное решение можно использовать для ведения централизованного учета за учреждения, передавшие свои полномочия по ведению бухгалтерского учета на основании соглашения.
При этом в единой информационной базе осуществляется ведение учета казенных учреждений – по Плану счетов бюджетного учета, бюджетных учреждений – по Плану счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, автономных учреждений – по Плану счетов бухгалтерского учета автономных учреждений.
При ведении централизованного учета используются общие государственные классификаторы, ведутся общие списки контрагентов, номенклатуры материальных запасов, статей затрат и т. д.
Главная книга и баланс могут формироваться сводно для группы учреждений либо раздельно по учреждениям и структурным подразделениям.
Ведение обособленного учета по источникам финансового обеспечения
"Бухгалтерия государственного учреждения", редакция 2 предполагает возможность ведения обособленного учета в рамках одного учреждения по источникам финансового обеспечения в одной информационной базе с получением обособленной отчетности. При этом структура счетов по каждому источнику финансового обеспечения может быть разной.
Стандартная методология учета
"Бухгалтерия государственного учреждения", редакция 2.0 разработана в соответствии со следующими нормативными документами по бухгалтерскому учету:
- Приказ Минфина России от 01.12.2010 № 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению";
- Приказ Минфина России от 06.12.2010 № 162н "Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению";
- Приказ Минфина России от 16.12.2010 № 174н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению";
- Приказ Минфина России от 23.12.2010 № 183н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкции по его применению";
- Приказ Минфина России от 21.12.2011 № 180н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации";
- Приказ Минфина РФ от 15.12.2010 № 173н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями и Методических указаний по их применению";
- Приказ Минфина России от 28.12.2010 № 191н "Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации";
- Приказ Минфина России от 25.03.2011 № 33н "Об утверждении Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений" и др.
"Бухгалтерия государственного учреждения", редакция 2.0 обеспечивает ведение учета:
- по действующей бюджетной классификации Российской Федерации или произвольной классификации;
- в разрезе видов финансового обеспечения деятельности;
- в разрезе операций сектора государственного управления (аналитических кодов поступления и выбытия);
- в разрезе учреждений (структурных подразделений, выделенных на самостоятельный баланс);
- в разрезе источников финансового обеспечения (балансов). Использование ИФО устанавливается опционально перед началом работы с программой;
- в разрезе подразделений. Учет по подразделениям устанавливается опционально только на тех счетах, где это необходимо.
Это позволяет в указанных разрезах группировать, подводить итоги и выстраивать иерархию представления информации в регистрах учета, стандартных и специализированных отчетах.
План счетов поддерживает до 5 разрезов аналитического учета, помимо 26 разрядов номера счета. Настройка синтетического и аналитического учета реализована для всех разделов учета.
Учет средств, имущества и обязательств может вестись как в рублях, так и в иностранной валюте. Возможность ведения валютного учета устанавливается опционально. После этого в плане счетов включается возможность настройки валютного учета на счетах ЕПСБУ, редактирования списка валют и истории курсов. В документах и типовых операциях появляется возможность ввода валюты, ее курса и кратности.
План счетов
"Бухгалтерия государственного учреждения", редакция 2.0 содержит типовой Единый план счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений согласно приложению № 1 к приказу Минфина России от 01.12.2010 № 157н, далее – Единый план счетов бухгалтерского учета.
Настройка синтетического, аналитического, количественного, валютного учета на счетах типового плана счетов выполнена в соответствии с Инструкцией по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета (приложение № 2 к приказу Минфина России от 01.12.2010 № 157н) и в объеме показателей, предусмотренных для представления внешним пользователям (опубликования в средствах массовой информации) согласно законодательству Российской Федерации.
Благодаря возможностям платформы "1С:Предприятие 8" структура счета в плане счетов программы приведена в полное соответствие структуре номера счета Единого плана счетов.
Для обособления в учете отдельных финансовых и нефинансовых активов и обязательств с целью формирования регистров учета и бухгалтерской отчетности в типовом плане счетов к некоторым аналитическим счетам открыты субсчета следующего уровня. Все подобные субсчета введены в режиме "1С:Предприятие". Поэтому в пользовательском режиме могут быть введены новые субсчета.
Помимо стандартных счетов и субсчетов, установленных нормативными документами (тип счета "Бухгалтерский"), справочник счетов в программе может содержать также любое количество дополнительных счетов и субсчетов, которые бухгалтер может открывать в соответствии со спецификой учета и своими потребностями. Такие счета используются для организации управленческого, налогового учета, ввода специальных служебных операций, например операций ввода начальных остатков, и могут иметь тип:
- управленческий – используются для организации управленческого учета;
- налоговый – используются для организации налогового учета по налогу прибыль;
- вспомогательный – используются для служебных операций.
Рабочий план счетов учреждения
На основании Единого плана счетов бухгалтерского учета предусмотрено формирование Рабочего плана счетов для каждого учреждения, учет которого ведется в программе. При этом структуру счетов Рабочего плана счетов можно задавать в соответствии с типом учреждения – казенное, бюджетное, автономное и видами его финансового обеспечения. При формировании бухгалтерских записей операции отражаются на 26-разрядных счетах Рабочего плана счетов.
Вид классификатора, который будет использоваться при формировании счетов Рабочего плана счетов – "Бюджетный" или "Произвольный", определяется выбранной в учетной политике учреждения структурой рабочего плана счетов.
В "Бухгалтерии государственного учреждения", редакции 2.0 поставляются типовые настройки структуры рабочего плана счетов для казенных, бюджетных и автономных учреждений.
Структура рабочего плана счетов для казенных учреждений содержит соответствующие виды финансового обеспечения и предполагает для каждого вида финансового обеспечения обязательное указание полного кода бюджетной классификации РФ – КПС и КЭК. При формировании рабочих счетов используются счета согласно Плану счетов бюджетного учета.
Структура рабочего плана счетов для бюджетных учреждений предполагает для каждого вида финансового обеспечения обязательное указание кода бюджетной классификации РФ только в части КЭК, а вместо кодов бюджетной классификации можно указывать значения из произвольного классификатора. При формировании рабочих счетов используются счета согласно Плану счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений.
Структура рабочего плана счетов для автономных учреждений предполагает для каждого вида финансового обеспечения указание кода из произвольного классификатора. При формировании рабочих счетов используются счета согласно Плану счетов бухгалтерского учета автономных учреждений.
Исходя из Учетной политики учреждения, требований законодательства или учредителя можно изменить типовую структуру рабочего плана счетов.
Бюджетная классификация
"Бухгалтерия государственного учреждения", редакция 2.0 содержит бюджетную классификацию Российской Федерации и механизм ее актуализации.
Для ведения бюджетной классификации конфигурация содержит набор справочников. Информация из справочников группы "Бюджетная классификация" используется для формирования 26-разрядных номеров счетов рабочего плана счетов учреждения, при оформлении расчетно-платежных документов, а также для построения иерархической структуры бюджетной классификации в целях формирования бюджетной отчетности в структуре бюджета (сводной бюджетной росписи).
Справочники поставляются заполненными и содержат соответствующие бюджетные классификаторы, утвержденные Приказом Минфина России "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации". Коды бюджетных классификаторов субъектов РФ или местных бюджетов можно ввести в справочники в пользовательском режиме или загрузить из файла.
Предусмотрено ведение "произвольной" классификации для формирования классификационных признаков счетов (КПС), а также ведение дополнительных бюджетных классификаторов.
Значения кодов бюджетных и произвольных классификаторов, используемых в качестве классификационных признаков счетов (КПС), вводятся на определенную дату. Это позволяет хранить в единой информационной базе операции по старым и новым кодам КПС. Таким образом, при изменении классификаторов можно работать с новой и старой классификациями одновременно в одной и той же информационной базе.
При изменении бюджетных классификаторов в законодательном порядке справочники могут быть приведены в соответствие законодательству путем загрузки обновленных классификаторов. В поставку и обновления типовой конфигурации бюджетные классификаторы включены также в виде внешних файлов. Классификаторы можно загрузить из файлов в соответствующие справочники с помощью Помощника обновления бюджетной классификации.
Актуальные бюджетные классификаторы публикуются на сайте поддержки пользователей фирмы "1С" на интернет-странице поддержки конфигурации, а также на дисках 1С:ИТС.
При обновлении бюджетных классификаторов в автоматическом режиме проверяется соответствие классификационных признаков счетов загружаемым классификаторам и устанавливается окончание срока действия неактуальных КПС и счетов рабочего плана счетов.
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ
Комплекс готовых решений по автоматизации основных участков бухгалтерского учета
Типовая конфигурация обеспечивает высокий уровень автоматизации бухгалтерского учета:
- ввод и хранение информации в объеме, необходимом для оформления первичных учетных документов и формирования регистров бухгалтерского учета;
- ведение бухгалтерского документооборота с регистрацией операции на счетах рабочего плана счетов бухгалтерского учета;
- регистрация входящих первичных учетных документов;
- оформление исходящих первичных учетных документов (формирование в бумажном и/или электронном виде); хранение сформированных первичных документов в электронном виде в информационной базе;
- формирование регистров учета по учетным данным с получением твердых копий на бумажном носителе на типовых бланках;
- формирование регистров учета, стандартных и специализированных отчетов с различной группировкой и иерархией представления данных;
- формирование регламентированной бюджетной, бухгалтерской, налоговой и статистической отчетности.
Программа обеспечивает высокий уровень автоматизации бухгалтерского учета практически по всем разделам. В ней предусмотрены:
- учет нефинансовых активов: основных средств, нематериальных активов, непроизведенных активов, материальных запасов, имущества казны в разрезе номенклатуры, мест хранения, материально ответственных лиц; учет начисленной амортизации;
- учет финансовых активов:
- учет наличия и движения денежных документов и наличных денежных средств в кассе, в том числе в иностранной валюте;
- учет движения денежных средств на счетах, открытых в кредитных организациях, в том числе в иностранной валюте;
- учет финансовых вложений: депозитов, акций, облигаций и др.;
- учет операций по лицевым счетам, открытым в органах казначейства, электронный обмен данными с казначейскими системами;
- учет расчетов с поставщиками и подрядчиками по выданным авансам в разрезе контрагентов и оснований расчетов;
- учет расчетов с подотчетными лицами;
- учет расчетов по доходам, в том числе:
- учет расчетов по образовательным услугам;
- учет расчетов по изготовлению продукции, выполнению работ;
- учет расчетов по платным услугам;
- учет расчетов по аренде федерального (муниципального) имущества и других доходов от собственности;
- учет расчетов по кредитам, займам (ссудам);
- учет расчетов по ущербу имуществу;
- учет обязательств:
- учет расчетов с поставщиками и подрядчиками;
- учет расчетов с работниками;
- учет расчетов по платежам в бюджеты;
- учет расчетов по средствам, полученным во временное распоряжение;
- учет внутриведомственных расчетов;
- учет государственного (муниципального) долга, предоставленных гарантий;
- учет расчетов с другими кредиторами;
- учет финансового результата деятельности учреждения;
- учет санкционирования расходов бюджетов:
- учет сметных (плановых) назначений;
- учет бюджетных ассигнований;
- учет объемов финансирования;
- учет утвержденных лимитов бюджетных обязательств;
- учет и контроль исполнения принятых обязательств;
- учет НДС, счетов-фактур, ведение книг покупок и продаж, формирование журнала учета полученных, выставленных счетов-фактур;
- учет государственных, муниципальных контрактов, формирование сведений для реестров государственных, муниципальных контрактов на бумажных носителях и в электронном виде;
- электронный документооборот с кредитными учреждениями, финансовыми органами, органами Федерального казначейства:
- расчеты по лицевым счетам казенных, бюджетных, автономных учреждений;
- электронный обмен данными в форматах Федерального казначейства, ФКУ г. Москвы, УНИФО, УФЭБС, с использованием стандарта "1С:Предприятие – Клиент банка", настраиваемый механизм обмена информацией с казначейскими системами;
- автоматическое формирование первичных документов, регистров бухгалтерского учета и регламентированной отчетности;
- электронный документооборот с налоговыми органами;
- электронный документооборот в форматах "1С" с органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, в части регламентированной отчетности;
- многоуровневая система предварительного, текущего и последующего контроля.
"Бухгалтерия государственного учреждения", редакция 2.0 поддерживает единый методически выверенный взаимосвязанный технологический процесс ведения учета, который предусматривает получение всех необходимых первичных документов и регистров учета.
Работа "от документа"
Документирование фактов финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений предусмотрено с помощью электронных документов, специализированных по разделам учета, с получением соответствующих типовых форм первичных документов или бухгалтерской справки ф. 0504833.
Под документированием хозяйственной деятельности понимается оформление первичного учетного документа, фиксирующего факт совершения хозяйственной операции. Например, операции по кассе оформляются приходным и расходным ордерами, отгрузка продукции — выпиской накладной и счета-фактуры.
Документы содержат уже настроенные типовые операции. Также предусмотрен ввод и настройка пользователем дополнительных операций.
На этапе ведения бухгалтерского документооборота программа обеспечивает ввод, печать и хранение в информационной базе данных первичных документов. Сформированный первичный документ может быть сохранен в базе. При проведении электронных документов программа автоматически формирует проводки – записи на счетах бухгалтерского учета, исходя из выбранной бухгалтерской операции.
Первичные документы и бухгалтерские записи, настроенные в электронных документах, соответствуют федеральному законодательству по бухгалтерскому учету в государственных (муниципальных) учреждениях.
Ввод специализированных документов – основной способ отражения хозяйственных операций в учете.
Основным способом отражения хозяйственных операций в учете является ввод документов программы, соответствующих первичным бухгалтерским документам. Кроме того, допускается непосредственный ввод бухгалтерских операций.
Также допускается непосредственный ввод отдельных проводок в универсальном документе "Операция (бухгалтерская)", в котором можно использовать типовые операции.
Программа позволяет автоматически выполнять регламентные операции, такие как начисление амортизации, переоценка валюты.
Введенная информация автоматически обобщается, что позволяет формировать необходимую отчетность за любой период времени.
Стандартные и специализированные отчеты, входящие в конфигурацию, позволяют оперативно получать необходимые регистры учета и представлять бухгалтерскую информацию в удобном для анализа виде.
Комплект регламентированных отчетов обновляется по мере изменения законодательства и содержит формы бюджетной, бухгалтерской, налоговой, статистической отчетности, отчетности в фонды, необходимые для месячного, квартального и годового отчета учреждения.
Каждый раздел учета в программе – это методически выверенный технологический цикл учета отдельных видов имущества, средств, обязательств в рамках единой типовой конфигурации, который предусматривает получение всех необходимых первичных документов и регистров учета.
ВЕДЕНИЕ УЧЕТА
Учет санкционирования расходов
"Бухгалтерия государственного учреждения", редакция 2.0 обеспечивает:
- регистрацию и учет полученных лимитов бюджетных обязательств, ассигнований, предельных объемов финансирования, далее – бюджетных данных;
- формирование Расходных расписаний ф. 0531722 (Приложение № 2 к Приказу Минфина РФ от 30.09.2008 № 104н) бюджетополучателем для представления в Федеральное казначейство;
- отражение в учете сумм бюджетных данных, доведенных до распорядителя бюджетных средств (ГРБС), подлежащих дальнейшему распределению по подведомственным учреждениям;
- формирование Расходных расписаний ф. 0531722 для передачи в органы казначейства и формирования бухгалтерских записей по распределению бюджетных данных подведомственным получателям бюджетных средств, в том числе себе как получателю;
- регистрацию и учет сметных (плановых) назначений;
- регистрацию и учет принятых обязательств, в том числе автоматический ввод денежных обязательств в соответствии с заданными настройками автоматического формирования проводок по денежным обязательствам в документах приобретения НФА и услуг;
- контроль принятия обязательств в пределах лимитов бюджетных обязательств, сметных (плановых) назначений, доведенных (утвержденных) по кодам классификации расходов соответствующего бюджета (ведомственной классификации), и с учетом принятых и неисполненных обязательств;
- контроль непревышения кассовых расходов над доведенными лимитами бюджетных обязательств (ассигнованиями) и при необходимости предельными объемами финансирования расходов;
- контроль непревышения кассовых выплат по источникам финансирования дефицита бюджета над доведенными бюджетными ассигнованиями;
- контроль непревышения кассовых расходов над утвержденными сметными (плановыми) назначениями.
Операции по санкционированию расходов отражаются в Журнале по санкционированию № 9 (ф. 0504071). Также по операциям санкционирования расходов можно получать регистры учета Карточка учета лимитов бюджетных обязательств (ф. № 0504062), Журнал регистрации обязательств (ф. № 0504064), отчеты Сводные данные об исполнении бюджета ПБС, Сводные данные об исполнении плана ФХД.
В программу включен помощник "Планирование и санкционирование", который поможет пользователю задать состав плановых показателей, заполнить связанные с ним справочники и наглядно присвоить показателям значения. В итоге создаются документы "Плановые назначения" с отражением на бухгалтерских счетах.
Учет операций доведения бюджетных данных и кассового исполнения
"Бухгалтерия государственного учреждения", редакция 2.0 поддерживает все схемы кассового обслуживания с открытием счетов:
- в учреждениях ЦБ РФ;
- в органах Федерального казначейства;
- в органах, созданных для кассового обслуживания исполнения бюджета исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или местной администрацией муниципального образования;
- в кредитных организациях.
В программе предусмотрены оформление, печать, выгрузка в электронном виде в актуальных форматах Федерального казначейства следующих документов:
- Заявка на кассовый расход (ф. 0531801);
- Заявка на кассовый расход (сокращенная) (ф. 0531851);
- Заявка на получение наличных денег (ф. 0531802);
- Заявка на получение наличных (банковская карта) (ф. 0531844);
- Заявка на возврат (ф. 0531803);
- Запрос на аннулирование заявки (ф. 0531807);
- Уведомление об уточнении вида и принадлежности платежа (ф. 0531809);
- Уведомление об уточнении операций клиента (ф. 0531852);
- Платежное поручение (ф. 0401060);
- Заявление на открытие лицевого счета (ф. 0510021);
- Заявления на переоформление лицевого счета (ф. 0510025);
- Заявления на закрытие лицевого счета (ф. 0510026);
- Заявление на получение денежных чековых книжек (ф. 0531712) и др.
Также поддерживаются основные предыдущие форматы Федерального казначейства.
Органы казначейства, учрежденные финансовыми органами субъектов РФ, местного самоуправления, могут разрабатывать свои форматы обмена данными, поэтому для формирования платежных файлов в иных форматах в конфигурации предусмотрено встраивание процедур и алгоритмов обмена данными, не требующее изменений конфигурации.
Форматы обновляются автономно от обновления программы, с интернет-страницы конфигурации.
При формировании расчетно-платежных документов учитываются особенности оформления и санкционирования для каждого типа учреждения.
Предусмотрено проведение расчетно-платежных документов и формирование бухгалтерских записей, которые отражаются в Журнале операций с безналичными денежными средствами № 2 (ф. 0504071).
Предусмотрена загрузка в электронном виде в форматах Федерального казначейства, формирование и печать следующих документов:
- Протокол органа казначейства (ф. 0531805);
- Расходное расписание (ф. 0531722);
- Запрос на выяснение принадлежности платежа (ф. 0531808);
- Выписка из лицевого счета (различных видов). При загрузке Выписок формируются документы для отражения кассового поступления, кассового выбытия и изменяется статус соответствующих расчетно-платежных документов на "Исполнено" для дальнейшего отражения кассовой выплаты. В документы, отражающие кассовые выплаты (поступления), загружаются данные документов-оснований отражения операций на л/с учреждения (платежные поручения и др. документы, сформированные органом ФК или плательщиком).
Все загруженные файлы сохраняются в информационной базе.
Каждый факт выгрузки и загрузки данных в программу регистрируется в виде документов.
Пользователи могут просматривать и при необходимости распечатывать выписки и платежные поручения в своей учетной программе.
Также поддерживается обмен через учреждения Банка России и кредитные организации. Для проведения электронных расчетов через учреждения Банка России и кредитные организации поддерживаются форматы УФЭБС и "1С:Предприятие – Клиент банка" соответственно.
Предусмотрен обмен следующими документами:
- платежное поручение,
- платежное требование,
- инкассовое поручение,
- банковская выписка.
В программе предусмотрено формирование своей поставки форматов: можно определить ее состав и выгрузить для дальнейшей загрузки в другую информационную базу.
Учет наличных денежных средств и денежных документов
Учет кассовых операций с наличными денежными средствами осуществляется в соответствии с Указанием Банка России 11.03.2014 N 3210-У "О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства".
Приходные и расходные кассовые ордера (ф. № КО-1 и № КО-2), объявления на взнос наличными (ф. 0402001), ведомости на выдачу подотчетным лицам (ф. 0504501) оформляются по типовым унифицированным формам. Кассовые ордера можно оформлять как в рублях, так и в любой иностранной валюте. При проведении документов формируются бухгалтерские записи, которые отражаются в Журнале операций по счету "Касса" № 1 (ф. 0504071).
Кассовые ордера также можно оформлять по денежным документам. При формировании кассовых ордеров по денежным документам на них делается надпечатка "Фондовый". Движения денежных документов регистрируются на счетах бухгалтерского учета.
Конфигурация обеспечивает ведение Журнала регистрации приходных и расходных ордеров" (ф. № КО-3) и Кассовой книги по форме № 0504514.
Формирование кассовой книги реализовано по наличным денежным средствам и денежным документам. При этом предусмотрено два способа ведения кассовой книги:
- формирование единой кассовой книги (ф. 0504514) по наличным денежным средствам и денежным документам с единой последовательной нумерацией обычных листов кассовой книги и листов с отметкой (штампом) "Фондовый";
- формирование отдельной кассовой книги по форме 0504510 "Кассовая книга Фондовая" по операциям с денежными документами.
Учтены особенности наличного обращения при расчетах через органы Федерального казначейства, в том числе особенности осуществления операций по обеспечению наличными деньгами получателей средств бюджетов, неучастников бюджетного процесса и уполномоченных подразделений с использованием карт.
Предусмотрено оформление Заявки на получение наличных денежных средств, перечисляемых на карту (ф. 0531844) (Приложения № 2, 3 к Правилам обеспечения наличными деньгами организаций, лицевые счета которым открыты в территориальных органах Федерального казначейства, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31.12.2010 № 199н), и отражение на счетах учета операций при использовании счета № 40116 "Средства для выплаты наличных денег организациям".
Предусмотрено получение информации по движению наличных денежных средств за любой период в разрезе учреждений, источников и видов финансового обеспечения деятельности учреждения, классификационных признаков счетов, кодов экономической классификации.
Предусмотрено формирование Инвентаризационных описей (сличительных ведомостей) ф. 0504086, Инвентаризационных описей ф. 0504088 и Акта инвентаризации наличных денежных средств по форме № ИНВ-15 и документирование результатов инвентаризации наличных денежных средств и денежных документов. На основании документов, в которых зафиксировано расхождение фактических данных с учетными, можно ввести приходные документы – для оприходования излишков и расходные документы – для регистрации недостач.
Программа поддерживает использование контрольно-кассовой техники при выполнении кассовых операций.
Учет нефинансовых активов
Учет нефинансовых активов ведется по номенклатуре, инвентарным объектам, материально ответственным лицам и местам хранения.
Реализованы все особенности учета нефинансовых активов (НФА) – предварительная калькуляция фактической стоимости на счете 010600000 "Вложения в нефинансовые активы", начисление амортизации в зависимости от стоимости основного средства, его назначения и срока использования.
Помимо индивидуального, реализован групповой учет инвентарных объектов с формированием инвентарных карточек группового учета основных средств (ф. 0504032), актов приема-передачи (ф. 0306031), списания группы однотипных основных средств (ф. 0306033).
Хранятся определяемые пользователем дополнительные характеристики объектов основных средств с отражением в инвентарных карточках, например:
- кличка, масть животных,
- площадь помещений, этажность зданий и т. д.
Осуществляется учет драгоценных металлов, входящих в состав основных средств, материалов, оборудования.
При вводе основных средств (нематериальных активов) в эксплуатацию можно списать на расходы основные средства стоимостью до 3 000 руб. включительно (кроме основных средств, не списываемых при вводе в эксплуатацию, например, библиотечного фонда) или начислить 100 % амортизацию для основных средств стоимостью от 3 000 руб. до 40 000 руб. включительно.
По основным средствам и нематериальным активам стоимостью более 40 000 руб. ежемесячно начисляется амортизация с помощью регламентного документа.
Предусмотрены в том числе такие операции, как централизованное снабжение, внутриведомственное перемещение, изготовление собственными силами, реконструкция (модернизация), реализация излишних нефинансовых активов.
Предусмотрено ведение списков постоянно действующих комиссий – по инвентаризации, по поступлению и выбытию НФА и т. п. – для отражения в актах на прием, передачу, списание НФА, в инвентаризационных описях и т. п.
Предусмотрено оформление договоров об индивидуальной и коллективной материальной ответственности.
На основании документов по поступлению НФА вводятся документы вида "Счет-фактура полученный" для регистрации счета-фактуры поставщика с целью формирования Книги покупок.
Движение нефинансовых активов отражается в Журнале операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов № 7 (ф. 0504071), Оборотной ведомости по нефинансовым активам (ф. 0504035), Карточках количественно-суммового учета материальных ценностей (0504041) и других регистрах учета.
Предусмотрено формирование инвентаризационных описей (сличительных ведомостей) и регистрация результатов инвентаризации с помощью специализированных документов. Это позволяет хранить в программе всю информацию о проведенных инвентаризациях. На основании документов, в которых зафиксировано расхождение фактических данных с учетными, можно ввести приходные документы – для оприходования излишков и расходные документы – для регистрации недостач.
Реализована возможность штрихкодирования объектов ОС и использования терминалов сбора данных при проведении и оформлении результатов инвентаризации основных средств.
Автоматизированы также операции по движению нефинансовых активов, учитываемых на забалансовых счетах. Оформляется поступление, внутреннее перемещение и списание таких объектов по унифицированным формам, проводится инвентаризация, формируются регистры учета.
Реализован учет бланков строгой отчетности по номерам и сериям.
Подсистема "Учет продуктов питания" позволяет вести перечни продуктов питания, полуфабрикатов и блюд из них, списки различных дневных меню для разных диетических столов, категорий довольствующихся и пр. Предусмотрены:
- ежедневная регистрация категорий довольствующихся и их количества по учреждению;
- составление ежедневных меню-требований;
- отражение поступления продуктов питания в разрезе поставщиков и оснований расчетов;
- списание продуктов питания по меню-требованиям, оформление возврата неиспользованных продуктов из производства.
Учет списания продуктов питания ведется по категориям довольствующихся, источникам и видам финансового обеспечения деятельности учреждения.
Предусмотрено формирование Накопительной ведомости по приходу продуктов питания (ф. 0504037), Накопительной ведомости по расходу продуктов питания (ф. 0504038), Отчета о расходе продуктов по категориям довольствующихся, Отчета о стоимости питания категорий довольствующихся за период, Отчета о поступлении продуктов питания по поставщикам.
Подсистема "Услуги, работы, производство" позволяет:
- вести список готовой продукции;
- устанавливать для номенклатуры продукции несколько типов цен;
- отражать операции по формированию затрат на производство;
- отражать выпуск продукции – оприходование готовой продукции со счета основного производства 109.61 на счет 105.00 "Материалы";
- проводить инвентаризацию незавершенного производства;
- задавать базу распределения затрат:
- оплата труда – обороты в дебет 109.61 из кредита 302.10;
- материальные затраты – обороты в дебет 109.61 из кредита 105.00;
- прямые затраты – обороты в дебет 109.61;
- выручка – выручка от реализации продукции (дебет 205);
- проводить закрытие производственных счетов в соответствии с базой распределения:
- распределение общепроизводственных (109.71) и общехозяйственных (109.81) затрат на прямые затраты производства (109.61) в разрезе номенклатурных позиций, на которые собирались затраты на счете основного производства (109.61) в течение месяца;
- корректировка оборотов готовой продукции, сформированных в течение месяца по плановым ценам до фактической стоимости, рассчитанной по результатам производственных операций за месяц, и по данным остатков незавершенного производства.
Информацию о составе и суммах затрат, сформировавших фактическую стоимость продукции, можно получить в отчете "Справка-расчет "Калькуляция себестоимости". Информацию о фактической и плановой стоимости произведенной продукции, остатках незавершенного производства и отклонениях от нормативных показателей стоимости можно получить в отчете "Справка-расчет "Себестоимость продукции". Предусмотрено также получение информации о распределении косвенных затрат на произведенную продукцию по каждой статье затрат.
Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками
Расчеты с поставщиками и подрядчиками учитываются в разрезе договоров (оснований расчетов).
Учтены особенности учета расчетов с поставщиками и подрядчиками в зависимости от очередности расчетов – предварительная оплата или предварительная поставка товаров, работ, услуг. Предусмотрен автоматический зачет авансов, регистрация счета-фактуры поставщика и ведение Книги покупок.
По расчетам с контрагентами формируется Журнал операций расчетов с поставщиками и подрядчиками № 4 (ф. 0504071) и другие отчеты. Предусмотрено формирование актов сверки расчетов с контрагентами и проведение инвентаризации расчетов.
Учет расчетов по заработной плате, стипендиям и денежному довольствию
Данные по начислению заработной платы, стипендий и денежного довольствия могут быть введены в программу с помощью документа "Операция (бухгалтерская)".
Расчеты по заработной плате, стипендиям и денежному довольствию отражаются в отчете "Журнал операций расчетов по оплате труда № 6". Информацию о расчетах можно получить из регистра учета Карточка учета средств и расчетов (ф. 0504051), отчета "Оборотно-сальдовая ведомость по счету".
Учет расчетов с подотчетными лицами
Автоматизированы операции по расчетам с подотчетными лицами, выдача под отчет из кассы и внесение наличных в кассу учреждения, регистрация расходов, произведенных подотчетным лицом.
Предусмотрено оформление заявления на выдачу аванса подотчетному лицу и формирование на его основании Расходного кассового ордера или Ведомости на выдачу денег из кассы подотчетным лицам.
Отражение в учете представленного в бухгалтерию авансового отчета производится с помощью документа "Авансовый отчет". Документ "Авансовый отчет" можно использовать также для оформления Авансового отчета на основании представленных оправдательных документов. Из документа можно формировать печатную форму "Авансовый отчет" (ф. 0504049).
Регистры учета по расчетам с подотчетными лицами – Журнал операций расчетов с подотчетными лицами № 3 (ф. 0504071), Карточка учета средств и расчетов (ф. 0504051) формируются как выходные формы с помощью одноименных отчетов.
Предусмотрено оформление данных инвентаризации расчетов с подотчетными лицами, формирование Инвентаризационной описи расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (ф. 0504089).
Предусмотрена выписка доверенности на получение товарно-материальных ценностей по унифицированной форме № М-2 и М-2а.
Учет расчетов с покупателями и заказчиками
В программе автоматизированы операции начисления дебиторской задолженности по оказанным учреждением услугам по основной и предпринимательской деятельности, в том числе по предоставлению в аренду имущества, по дополнительному образованию.
Реализовано оформление счетов-фактур и автоматическое формирование Книги продаж согласно НК РФ и Правилам заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость (утв. Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137).
Предусмотрено выставление счетов на оплату, автоматическое списание прямых и накладных затрат по услугам (работам) на текущий финансовый результат.
Полностью автоматизированы операции по зачету полученных авансов.
Регистры учета по расчетам с дебиторами – Журнал операций расчетов с дебиторами по доходам № 5, Карточка учета средств и расчетов (ф. 0504051) – формируются как выходные формы с помощью одноименных отчетов. Предусмотрено формирование актов сверки расчетов с контрагентами и проведение инвентаризации расчетов.
Учет НДС
В программе ведется учет НДС как налогоплательщика, так и налогового агента. Поддерживаются операции по ставке 0%, учет НДС со строительно-монтажных работ, выполненных для собственного потребления хозяйственным способом, согласно НК РФ.
Поддерживается раздельный учет сумм НДС, предъявленных налогоплательщику по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления операций, не облагаемых налогом на добавленную стоимость согласно п. 4 ст. 170 гл. 21 НК РФ.
Счет-фактуру можно оформить как на один документ поступления, так и на несколько документов поступления при многократных поставках от одного поставщика в течение дня, месяца.
Предусмотрена автоматическая регистрация счетов-фактур по полученным авансам за заданный период.
Книга продаж, Книга покупок и Журнал учета полученных, выставленных счетов-фактур автоматически формируются в соответствии с НК РФ и Правилами заполнения (ведения) документов, применяемыми при расчетах по налогу на добавленную стоимость (утв. Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137). Реализовано формирование дополнительных листов Книги покупок и Книги продаж, учтены особенности отражения корректировочных и исправительных счетов-фактур.
Взаимодействие с информационной системой регистрации начислений и платежей (фактов оплаты)
В программе реализовано взаимодействие с информационной системой регистрации начислений и платежей (фактов оплаты), далее – ИС РНиП, которое предполагает:
- экспорт информации о начислениях за предоставляемые услуги,
- импорт информации о произведенном плательщиком платеже,
- экспорт и импорт каталога оказываемых услуг,
- использование электронной подписи (ЭП) при обмене документами с ИС РНиП.
Для обмена электронными сообщениями с системами учета начислений и платежей используется стандартный механизм обмена данными с банковскими и казначейскими системами. Предварительно производится настройка правил экспорта/импорта в соответствии с требованиями, предъявляемыми ИС РНиП ведомства или региона, и заполняются дополнительные характеристики номенклатуры.
Формирование отчетности
"Бухгалтерия государственного учреждения", редакция 2.0 содержит комплект стандартных и специализированных отчетов, регистров бухгалтерского учета и регламентированной отчетности – бюджетной, бухгалтерской, статистической, налоговой.
Стандартные и специализированные отчеты имеют широкие возможности группировки, отбора, сортировки данных, оформления и др., позволяют оперативно получать необходимые регистры учета и представлять бухгалтерскую информацию в удобном для анализа виде.
Регистры учета, а также стандартные и специализированные отчеты имеют возможность расшифровки сумм показателей, то есть можно последовательно дойти до первичного документа, сумма которого интегрирована в сумме показателя.
Практически вся необходимая бухгалтерская отчетность формируется автоматически на основании введенных за отчетный период хозяйственных операций. Подготовленные отчеты можно проверить на взаимоувязку показателей – провести внутриформенный и межформенный контроль.
Электронные бланки статистической и налоговой отчетности могут быть заполнены вручную полностью или частично с последующим пересчетом итоговых показателей. При формировании отчетов осуществляется проверка и увязка показателей (внутриформенный и межформенный контроль).
Подготовленные для печати отчеты автоматически разбиваются на страницы.
Включенные в конфигурацию бланки форм регистров учета, бухгалтерской, налоговой и статистической отчетности соответствуют типовым формам, разработанным Министерством финансов Российской Федерации, Федеральной налоговой службой, Федеральной службой государственной статистики и другими ведомствами.
Бюджетная и бухгалтерская отчетность
В комплект бухгалтерской отчетности включены формы согласно приказам Минфина России:
- от 28.12.2010 № 191н "Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации";
- от 25.03.2011 № 33н "Об утверждении Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений" и др.
Отчеты можно получать как на бумажных, так и на электронных носителях информации. В дальнейшем для получения консолидированной отчетности информацию можно загрузить в программы "1С:Свод отчетов", "1С:Бюджетная отчетность", в форматах "1С" или в форматах Федерального казначейства.
Предусмотрено автозаполнение отчетов по бухгалтерским данным. Алгоритмы автозаполнения включены в поставку в составе комплекта регламентированных отчетов.
Алгоритм заполнения регламентированных отчетов по учетным данным также может быть настроен пользователем самостоятельно. Для каждого вида отчета может быть задан один или несколько алгоритмов автозаполнения.
Каждый факт выгрузки отчетов документируется. Выгрузке подлежат только подготовленные и утвержденные отчеты, прошедшие проверку согласования показателей.
В составе комплекта бухгалтерской отчетности поставляется типовой набор контрольных соотношений. Предусмотрена модификация существующих правил проверки и контрольных соотношений, а также создание новых правил проверки и контрольных соотношений в пользовательском режиме.
Налоговая отчетность
Поддерживаются различные технологии представления налоговой отчетности:
- подготовка "обычной" печатной формы;
- подготовка машиночитаемых форм с использованием двухмерного штрихкода стандарта PDF417;
- выгрузка в электронном виде на магнитный носитель;
- передача в электронном виде по каналам связи;
- представление налоговой отчетности:
- обмен неформализованными документами (запросами, письмами и пр.) – как от налогового органа к налогоплательщику, так и от налогоплательщика в налоговый орган;
- запросы на информационное обслуживание;
- справка о состоянии расчетов с бюджетом;
- выписка операций из карточки "Расчет с бюджетом";
- перечень налоговой отчетности;
- акт сверки;
- справка об исполнении обязанностей по уплате налога.
Включен механизм представления налоговой отчетности по телекоммуникационным каналам связи с использованием электронной подписи. Механизм позволяет непосредственно из программы отправить налоговую отчетность на сервер специализированного оператора связи.
Включен механизм представления отчетности по Форме-4 ФСС РФ в электронном виде с электронной подписью. Механизм позволяет непосредственно из конфигурации выполнить все действия по передаче отчета по Форме-4 ФСС РФ на портал ФСС РФ по технологии, утвержденной приказом ФСС РФ от 12.02.2010 № 19.
Включен механизм обмена документами в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи между страхователями и территориальными органами ПФР с использованием электронной подписи в унифицированном формате транспортного сообщения, утвержденном распоряжением Правления ПФ РФ от 11.10.2007 № 190р.
Сервисные возможности
Контроль и исключение ошибочных ситуаций
"Бухгалтерия государственного учреждения", редакция 2.0 предоставляет развитые средства контроля работы пользователя на различных этапах работы с программой:
- контроль корректности и полноты вводимых данных;
- контроль остатков при списании (перемещении) материальных ценностей;
- контроль корректности вводимых проводок (бухгалтерских записей);
- контроль ввода и редактирования документов, операций;
- контроль модификации и удаления документов, введенных ранее даты запрета редактирования;
- контроль целостности и непротиворечивости информации при удалении данных.
Все это позволяет уменьшить объем вводимых данных, сократить ошибки ввода и защитить информацию от непреднамеренных некорректных действий пользователя.
Загрузка классификаторов и курса валют
Программа предусматривает загрузку справочников и классификаторов:
- бюджетных классификаторов;
- классификатора БИК (справочника банковских идентификационных кодов участников расчетов на территории Российской Федерации);
- адресных классификаторов ФНС;
- курса валют с сайта РБК.
Загрузка осуществляется с сайта поддержки пользователей фирмы "1С" или других информационных сайтов, а также из файлов, поставляемых в составе 1С:ИТС или в составе обновлений конфигурации.
Помощник ввода остатков
Помощник предназначен для ввода всех входящих остатков в информационную базу. С помощью данной обработки в информационную базу вводятся документы ввода остатков по разделам учета. Каждому разделу учета соответствует свой набор счетов бухгалтерского учета и форма ввода данных, состав реквизитов и операций.
Технологический анализ бухгалтерского учета
"Бухгалтерия государственного учреждения", редакция 2.0 содержит средства для автоматической проверки текущего состояния бухгалтерского учета с целью выявления технических бухгалтерских ошибок, которые влекут ошибки формирования отчетности.
Программа позволяет провести как выборочную проверку по отдельным направлениям, так и комплексную, по всем возможным направлениям. В том числе можно оперативно проверить наличие отрицательных остатков на счетах, выявить корреспонденции, не согласующиеся с корректными корреспонденциями счетов, проверить превышение принятия обязательств над доведенными ЛБО (ассигнованиями), утвержденными сметными (плановыми) назначениями и т. д.
По результатам проверки формируется протокол ошибок, непосредственно на строках с выявленными ошибками которого можно перейти к ошибочной бухгалтерской записи и исправить ее.
Обмен данными
В типовом решении реализован обмен данными, предусматривающий загрузку и выгрузку справочников и документов в другие программы и системы. Поддерживается в том числе обмен информацией о расчетных документах с казначейскими системами, учреждениями ЦБ РФ, кредитными организациями.
Поиск данных
В конфигурации реализован полнотекстовый поиск по данным информационной базы. Поиск можно вести по нескольким словам, с использованием поисковых операторов или по точной фразе.
Управление доступом к учетным данным
Реализована возможность вводить ограничения на доступ к учетным данным отдельных физических лиц и/или учреждений. Пользователь с ограниченными правами доступа не имеет возможности не только как-либо изменить, но даже прочитать закрытые для него данные.
Использование торгового оборудования
"Бухгалтерия государственного учреждения", редакция 2.0 поддерживает работу с кассовыми аппаратами (фискальными регистраторами), терминалами сбора данных. Пользователь может быстро подключить, настроить и начать использовать фискальные регистраторы для регистрации чеков приходных и расходных кассовых ордеров, терминал сбора данных – для регистрации фактических данных инвентаризации.
Интернет-поддержка пользователей
Пользователи конфигурации "Бухгалтерия государственного учреждения", редакция 2.0 могут непосредственно при работе с программой подготавливать и отправлять в фирму "1С" мнения об использовании программы, обращения в отдел технической поддержки, а также получать и просматривать ответы отдела технической поддержки. Также пользователи могут принять участие в опросе пользователей программы, проводимом фирмой "1С" в целях изучения проблем, возникающих в процессе эксплуатации.
Интернет-поддержка позволяет оперативно получать с сайта поддержки пользователей обновления платформы, типовой конфигурации, регламентированной отчетности и различной технологической информации, необходимой для ведения учета в программе.
Автоматическое обновление конфигурации
Встроенный Помощник обновления конфигурации позволяет получить информацию о последних обновлениях, размещенных на сайте поддержки пользователей, и автоматически установить обнаруженные обновления. Если файл обновления уже получен, то помощник позволяет провести обновление с использованием файла поставки обновления (.cfu) или файла поставки конфигурации (.cf) из любого локального или сетевого каталога.
В модели сервиса приложение "1С:Бухгалтерия государственного учреждения" и платформа "1С:Предприятие 8.2" обновляются автоматически. Всю работу по обновлению и поддержке выполняет фирма "1С". Это гарантирует, что вы всегда будете работать с самой новой версией приложения.
Защищенность данных
В редакции 2.0 конфигурации "Бухгалтерия государственного учреждения" по сравнению с предыдущей редакцией 1.0 достигнут существенно более высокий уровень защиты данных за счет использования развитых функций разграничения прав доступа к данным.